Голос рок-коллективов «Кассиопея» и «Петля Пристрастия» и артист Молодёжного театра легко отличит белорусский футбол и хоккей от небелорусского. Принципы профессионального спорта Илья Черепко-Самохвалов и вовсе считает несовместимыми с жизнью.
Собеседник Goals.by рассуждает о страхах белорусского общества на лицах рабочих и о благополучии спортсменов, несоизмеримом с их результатами. А также вспоминает о фашистской Германии, говоря о возможной отмене в стране чемпионата мира по хоккею.
«Ситуация в стране мутная»
— Кто такой Илья Черепко-Самохвалов?
— Участник коллективов «Петля пристрастия» и «Кассиопея».
— Какие цели преследуете своим творчеством? Или не задумываетесь о глобальном?
— Почему же? У нас есть большие цели. Если уж не изменить наше общество, не переделать этот мир, то хотя бы дать понять людям, что в своих страхах они не одиноки.
— Про какие страхи идёт речь?
— Человек в своей жизни переживает разные минуты. Радость и отчаяние. Если радостью люди с большой охотой делятся с окружающими, то бедами — едва ли. Иначе вокруг только и доносилось бы нытье. Отчаяние люди несут, словно мешок с картошкой. В рамках жанра можно попытаться поговорить о наболевшем. А на концерте люди могут почувствовать общность, чего так не хватает в повседневной жизни, когда мы наблюдаем за кризисом недоверия. Все таят фигу в кармане.
— Это наблюдение последнего времени или за более длительный период?
— В последнее время ощущения обострились на этот счёт, нет?
— Не знаю. Во всём теперь сомневаюсь.
— Вот в этом все и дело. Ты не знаешь, кому верить, а кому нет.
— Согласен, что любой кризис — толчок к творческому развитию?
— Чем хуже вокруг, тем лучше для меня с точки зрения музыки — это правда. Я люблю грустные песни. Так уж повелось с детства, пусть оно и было безоблачным. Это мои психические особенности. Ничего с этим не поделаешь. Другие люди могут написать несколько строчек, увидев скачущего кузнечика. Если серьёзно, то ситуация в стране мутная. Стали заметны проявления насилия. То ли я стал старше, что начал замечать это, то ли в обществе что-то поменялось. Даже в Беларуси, где ментально люди настроены друг к другу по-товарищески, ощущается агрессия.
Взять людей с Тракторного завода. Они улыбаются только тогда, когда они пьяны. Их веселье частенько бывает опасно для окружающих. Их жизнь до смешного проецируется на их лицо, по которому видно происхождение. Едешь в автобусе, например, а кажется, что ты на выставке картин Питера Брейгеля. Брейгель изображал уродства людей. Заводчане — не инвалиды, однако действительность, в которой живём все мы, парализовала их лица, как ни у кого другого. Кроме того, народ разучился разговаривать. Не в смысле говорить на высокие темы, а просто складывать пять и более слов в предложения. Это проблема культурных людей в том числе. А неспособность говорить есть не что иное, как неспособность ясно мыслить. Лирическому герою «Петли» с трудом удаётся ясно изъясняться, потому как он способен лишь на смутные ощущения.
«Все походы на стадион были сопряжены с пьянством»
— Заводчанина «нарисовали». А каким видите современного спортсмена?
— Успешные, относительно красивые люди, которым комфортно в существующем порядке. Многие из них зарабатывают несоизмеримо своим достижениям. Речь идёт о больших деньгах, если сравнивать общий уровень доходов населения.
— Пробовали стать одним из этих успешных людей?
— В детстве ходил в секции самбо и бокса. Ни там, ни там мне не понравилось. Хорошо, конечно, если человек развит физически. Это объективно лучше, чем бухать. Но если говорить о профессиональном спорте, то его принципы не совместимы с жизнью.
— Даже так?
— Ну конечно! «Быстрее, выше, сильнее» — гласит олимпийский лозунг. Он мне не близок, потому что противоречит моему пониманию мира. Зачем быть сильнее кого-то? Чтобы вписать своё имя в историю? А в ней уже тысячи имён, тоже «золотых».
— Творческие люди стремятся быть уникальными, а не лучшими?
— Да, они изобретают свой вид спорта, в котором не нужно соревноваться. Хотя если я играю, например, в петанк, то подчиняюсь общим правилам, а не пинаю шары ногами.
— На стадионах бываете?
— Прежде случалось. С папой в Солигорске ходил. По моим воспоминаниям все походы были сопряжены с пьянством. Сам немного играл в футбол, в пинг-понг. Но это только я в «Петле» такой из себя физкультурник не очень. Басист Тимофей Савицкий, например, занимался тайским боксом. Дима Поплавский бегает по утрам для поддержания формы. Ваня Селищев на велике ездит в тёплое время года.
— У «Петли» есть как раз тема велика — «Карма велогонщика»: «Хотелось полмира, хватило на велосипед…»
— Песня о взрослении. Человек с годами понимает, что то, чего он хотел, это очень много. И он смиряется с тем, что у него есть.
— За что в таком случае досталось велогонщику?
— «Карма велогонщика» была написана в то время, когда я сам крутил педали.
— А о какой карме идёт речь?
— Велогонщик едет по отведённому ему участку дороги — узкой колее. Хотя в ее рамках он свободен.
«БАТЭ и Домрачева вызывают чувство гордости»
— Сейчас следите за выступлением «Шахтера» в чемпионате страны?
— Зачем?
— Хоть бы из патриотических соображений?
— А я не патриот.
— Гражданин мира?
— Хотел бы им быть в полном смысле. А что касается футбола, видел как-то матч БАТЭ с «Зенитом». Мне понравилось. Ребята действовали не по-белорусски, а в какой-то агрессивной манере.
— По-белорусски — это как?
— Мне кажется, белорусский футбол и хоккей — это быстрее отдать мяч или шайбу партнёру, чтобы избежать ответственности за неудачу. Бывает, человек подходит к вражеским воротам и, вместо того, чтобы нанести удар, начинает мудрить. Зачем мудрствовать лукаво? Цель ведь — ворота! Не понимаю. Ну конечно, нам же нужна красивая игра!.. Часто доводится слышать от комментаторов в оправдание за поражения слова о том, что спортсмены показали «красивую игру». Конечно, это важно, но едва ли важнее результата. Лишь БАТЭ в этом смысле у меня вызывает чувство гордости. Борисовчане умеют доставлять неприятности даже самым серьёзным соперникам. Ну и Домрачева, конечно, заслуживает похвал. Даша баловала нас золотишком, считай, всю зиму.
— Нравится биатлон?
— О, да. Если в лыжных гонках события развиваются линейно, то биатлон мне видится двоеборьем. После стойки расклад сил может кардинально измениться, что с точки зрения драмы завораживает.
«В 1936 году Олимпиада прошла в фашистской Германии. И ничего!»
— Возвращаясь к футболу, недавно появилась информация о том, что минскому «Динамо» как структуре неугодного в Европе Юрия Чижа может быть чуть ли не запрещён въезд в Европу…
— А сборную КНДР по футболу пускают? Неважно. Как по мне, санкции со стороны Европы в отношении нашей страны похожи на децимацию — вид наказания в Древнем Риме. В те времена, когда какое-либо из воинских подразделений показывало себя с не лучшей стороны, не глядя казнили каждого десятого легионера. Как по мне, спорт всё-таки должен оставаться вне политики.
— Об этом говорит и президент страны в ответ на заявления западных политиков о необходимости переноса чемпионата мира по хоккею в 2014 году из Беларуси в другую страну.
— Положа руку на сердце, если чемпионат отменят, я не почувствую себя покоробленным. Насколько это адекватный шаг в отношении существующего строя в Беларуси, не знаю. И мне не интересно в этом разбираться. Если же обратиться к истории, то в 1936 году Олимпийские игры прошли в фашистской Германии. И ничего! На Игры приехали все ведущие спортсмены.
— Думаете, сравнение с фашистской Германией уместно?
— Сравнивать нельзя, но тенденция очевидна…
— Над чем теперь все больше трудитесь?
— Над новыми альбомами. Репетиции регулярные с двумя коллективами. Молодежный театр сейчас на реконструкции, поэтому есть какое-то количество времени. Но даже когда в театре много работы, это обстоятельство не мешает творчеству. Можно сказать, что я живу тремя жизнями.
— Сил-то хватает?
— И на десять хватило бы. Это я уже говорю о будущем. На него у меня большие планы. Кстати, возможно, одна из десяти жизней будет спортивной. Почему бы и нет? Пути Господни неисповедимы. Возможно, тогда я тоже стану успешным и красивым. Буду играть в шашки.Кто-то скажет, примитивная игра, но мне подходит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий