пятница, 18 мая 2012 г.

Ultra-Music [expanded by feedex.net]: Иван Кирчук: «Белорусы звучат очень мощно»

Ultra-Music [expanded by feedex.net]
Ultra-Music
Иван Кирчук: «Белорусы звучат очень мощно»
May 18th 2012, 19:22

Иван Кирчук
Сегодня в 22:22Фото: Валентин Хасеневич Троіца

Руководитель прославленного этно-трио «Троіца» Иван Кирчук мечтает о создании музея для своей коллекции уникальных народных инструментов и о белорусском фестивале этнической музыки.

Говорят, что в коллекции Ивана Кирчука 250 музыкальных инструментов из разных уголков мира. Сколько их на самом деле, не берется сказать даже сам Иван Иванович: коллекция по независящим от него причинам хранится по частям в разных уголках страны. Но Кирчук уверен: коллекция будет пополняться, как и репертуар группы. За семнадцать лет существования «Троіцы» у коллектива не было недостатка в рабочем материале — народной песне. Альбом «Зімачка» в прошлом году завоевал сразу четыре музыкальные премии.

От заката до рассвета

Небольшой кабинет Ивана Ивановича находится в одном из корпусов Белорусского государственного педагогического университета, где Кирчук преподаёт с 1997 года. Лидер этно-трио ведёт нас по узкому коридору учебного корпуса.

— Раньше сидел в другом помещении — просторной и большой аудитории. Там мы принимали много гостей, иностранцев, показывали, что у нас есть. А сейчас мой класс — это кладовка, где можно что-нибудь положить… — предупреждает Иван Иванович. — А ту аудиторию под спортивный зал отдали. Это ведь деньги приносит…

Кирчук — поляк по линии отца и матери, среди его родни — католические священники и монахини в Америке по линии бабушки. Его родители сорок лет пели в католическом хоре. А тут вдруг — белорусские народные песни…

— Как это всё вышло, я не знаю, — разводит руками Иван Иванович. — Всё переломилось, когда я после армии приехал в Минск в 1982 году. Тогда начались экспедиции, поездки по белорусским деревням, стала расти коллекция, которая со временем превратилась в музей…

Сегодня в коллекции Ивана Ивановича помимо инструментов — бесчисленное количество записей аутентичных белорусских песен, многие из которых легли в основу композиций «Троіцы». Часть из них «добывали» в экспедициях, часть была предоставлена архивами Белорусского радио и Академии наук.

Последний раз Кирчук ездил в экспедицию лет пять назад в деревню Михалковичи в Логойском районе. Говорит, что впечатлений была уйма.

— Бабушка, маленькая, сухонькая, ей 92 года тогда было, около часа пела нам песни, читала стихи, — говорит Иван Иванович. — Поразительно, что столько она помнит. Но больше всего я запомнил Пелагею Шмелеву из деревни Сорочи Любанского района. Я пришёл к ней всего с одной чистой кассетой (тогда писали всё на маленькие аудиокассеты). В итоге пришлось стирать все кассеты, которые с собой были: она почти без перерыва пела с десяти утра до часа ночи. А потом сказала: «Это не мои песни. Это песни моей матери». Я понял: это ведь не одна такая деревня, это не одна такая бабушка. Беларусь — очень песенная страна, фольклорная, мощная. Думаю, ни одна страна в мире таким богатством не похвалится.

Колядный «микс»

Иван Иванович говорит, что в самой, кажется, простой песне порой сокрыт глубинный смысл, до которого не так просто докопаться. Иногда, чтобы осмыслить народную песню, требуется не один год.

— Мы пели купальскую песню, в которой рассказывается о том, что «дзяўчына гора спазнала і двух хлопцаў любіла», — объясняет музыкант. — В деревне это скандал. Да ещё и «двух сыночкаў ад іх радзіла». Это ж в те времена совсем горе было. А дальше говорится о том, что «яна сама іх радзіла і сама ім імя дала: Янам і Пятром іх назвала». Получается, что Ян — это как раз есть этот праздник, на который исполнялась песня, а Пятро — следующий. Получается, что это необычная женщина. Это могла быть жрица, небесная дева, которая родила святых. И таких примеров в песнях много. Просто расшифровка приходит через лет пятнадцать-двадцать. Когда ты начинаешь понимать, какой в песне необычный текст, необычная мелодия, необычный ритм. Вот, к примеру, «прыехала Каляда вечарам». Каляда — это языческое божество. Она не пришла утром с солнцем. «Прынясла пірагоў, печыва». Пироги — это ритуальная еда, они не пеклись каждый день. «Прынесла дудак рэшата». Решето тоже использовалось в магии, просеивали, гадали на нем. Дудка — это вообще магический инструмент, считалось, что музыканты, которые на них играли, были колдунами. В Берлине я видел древнюю дудку из человеческой кости. «А сама села на куце». Она не может сесть «на куце»: она — языческое божество, а «на куце» висят «абразы». Такой вот интересный «микс» в обычной колядной песне.

Это кажется, что положить народную песню на современный лад легко. Не всё так просто! Она имеет свой ритм, размер. Она не попадает в рамки стандартных размеров «три четверти», «четыре четверти», не вписывается в определённый квадрат, который будет повторяться. Это постоянно меняющаяся музыка.

Как они записывались без пива?

Запись пластинки, благодаря которой в прошлом году музыканты «Троіцы» стали лауреатами четырёх белорусских музыкальных премий, велась в Польше на студии Томаша Рогули — звукорежиссёра, дважды номинированного на «Грэмми». Девять песен для альбома музыканты записывали пять недель.

— Каждая из песен на «Зімачке» готовилась очень серьёзно, — рассказывает Кирчук. — На альбоме прописано 420 треков. Это пять Кирчуков поёт, десять Дмитриевых играет наложением…

Музыкантам очень понравилось работать с Томашем. Иван Иванович говорит, что у мастера совершенно другой подход к записи, и вспоминает, как записывали альбом на телевидении.

— Нам поставили один микрофон и сказали и петь туда, и дудки играть, и гитары… А Томаш выставил мне восемь вокальных микрофонов и велел в каждый спеть, потом уже выбирал, какой подходит лучше. Когда его пригласили на польское радио и спросили о записи нашего альбома, Томаш сказал: «Понравилось, что ни разу в студии я не увидел пива. Обычно рокеры приходят записываться, так я потом бутылки мешками выношу. А ещё поразило, что белорусы принесли два чемодана инструментов, завалили весь второй этаж студии. А часть инструментов я даже не знаю, как называются, хотя часто писал этнические коллективы».

«Бездомная коллекция»

Говорят, что сегодня в коллекции Ивана Ивановича 250 инструментов, и фактически все они используются в программе «Троіцы». Что-то привозили из экспедиций, некоторые по заказу делал народный мастер из Марьиной Горки Всеволод Жуковский, мастеривший лиры для «Песняров» и «Хорошек». Чаротки, жалейки, окарины изготовил лидский мастер Денис Гром. А гусли прислал в подарок народный мастер Павел Крыж. Он белорус, сейчас живёт в Сибири, инструмент оттуда доставляли знакомые на перекладных…

Сколько инструментов у него в коллекции, Кирчук точно сказать не может.

— Они же всякие, мелкие есть совсем, — говорит музыкант. — Мы как-то их даже не считаем, а учитывая, что приличного места для хранения нет… Помещения, в котором репетируем, конечно же, не хватает. Но с другой стороны, нам его предоставили бесплатно только потому, что любят музыку «Троіцы». Те предложения, которые были, до смешного дорогие. Наши друзья предлагали нам помещение возле филармонии за 400 евро в месяц. Если бы у нас были такие деньги, наверное, согласились бы на этот вариант.

Репетиционная точка «Троіцы», по словам Ивана Ивановича, примерно таких же размеров, как и учебный класс, где сегодня хранится лишь небольшая часть инструментов из коллекции музыканта. В одном помещении собрались совершенно удивительные «соседи»: лира, африканская джамба, мандалины, турецкий саз, австралийский диджериду…

— Это нехорошо для коллекции, но наша кафедра этнологии и фольклористики сокращена, учебных часов стало меньше, — разводит руками дядя Ваня (так его зовут студенты). — Поэтому что-то приходится «распихивать» дома, что-то отвозить на дачу… Когда мы выступали в Голландии, году в 96-м, нас постоянно спрашивали: «А как вас воспринимают на родине? А сколько у вас концертов дома?» И не понимали: почему эта музыка им нравится, а у нас в Беларуси один-два концерта в год?.. В той же Канаде 1200 фестивалей проходит за год. Только фольклорных! А сколько фестивалей в Скандинавии, Балтике! У нас же, в стране с наибогатейшим песенным фольклором, этногрупп всего пять-семь. У нас нет этнических фестивалей, этнического радио, этнических кафе, где группа могла бы выступать. И это не даёт развиваться молодым этническим коллективам. Работают только старые…

«Музыку нужно впитывать в себя»

Полтора года назад Кирчук представил проект этнографического музея в Министерство культуры. Сделал это от безвыходности: некуда было деть коллекцию, инструменты. Но ответа не последовало. Была заинтересованность у городских чиновников, занимающихся вопросами культуры. Они увидели всё, что есть у «Троіцы». Иван Иванович вспоминает с улыбкой:

— Сказали: «О, у вас даже не городской уровень. Это уровень страны!» И на этом разговоры закончились. Я уже не ходил, не просил. Потому что неудобно мне как-то этим заниматься…

Впрочем, Кирчук ко всему относится с поистине народной философией:

— Думаю, просто такое сейчас время. Засилье поп-музыки и эстрады по радио и телевидению. Получается, что больше ничего и нет. Когда детям ставишь другие диски, они спрашивают — а есть такая музыка в мире? Отвечаю: «Да. Просто у нас это не популярно». Иногда включаешь молодую белорусскую группу, которая находится в поиске, и через пару минут выключаешь. Потому что неинтересно. Им нужно поучиться, послушать, что другие делают в этом же стиле. Мне кажется, что «Троіца» живёт за счет того, что она видит и слышит на фестивалях. Музыку нужно впитывать в себя и учиться, пока живёшь.

Как начиналась «Троіца»

История этно-трио «Троіца» началась семнадцать лет назад, в 1995 году.

— Я в то время был заместителем директора Национального центра творчества детей и молодёжи, — рассказывает Иван Иванович. — Как-то зашли ко мне старые знакомые Дмитрий Лукьянчик и Виталий Шкилёнок. Они предложили соединить белорусскую народную песню с акустическими инструментами, без электроники. Я спел довольно известную белорусскую народную песню «Трава, мая травушка», и она очень интересно легла на гитарную партию. Можно считать, что с этой песни и появилась «Троіца».

Вскоре из трех-четырех песен составилась небольшая программа, которую «Троіца» «обкатывала» в аккредитованных в Беларуси посольствах.

В 1999 году творческие пути музыкантов разошлись, и «Троіцы» на некоторое время не стало. Иван Иванович уехал в Боснию с батлейкой, которую сделал своими руками. Музыкант проехал с представлениями девять городов, поражённых войной: детские сады, школы, больницы. Давал выступления с инструментами, кукольным театром. А когда вернулся, ему предложили отправиться с программой в Голландию. Тогда Кирчук собрал новую «Троіцу» — гитариста Юрия Дмитриева и барабанщика Юрия Павловского. В этом составе они выступают и сегодня.

У «Троіцы» за спиной около 80 фестивалей — от Малайзии до Португалии — и шесть номерных альбомов, последний из которых — шедевральная «Зімачка».

Комментарии:


[ comments ]

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий