Прошедшая недавно «Рок-коронация» в очередной раз вызвала бурю обсуждений на страницах социальных сетей и интернет-порталов. Ultra-Music встретился с одним из организаторов самой старой музыкальной премии Беларуси Павлом Кашириным и поговорил с ним откровенно и обо всём.
— Многие высказывались, что не следовало вообще проводить «Рок-коронацию» в этом году. И из-за «чёрных списков», и из-за плохой финансовой ситуации, и вообще: премия «уже не та».
— Много что не так, как раньше. И деревья большие стали, и мы взрослее стали. Да, многие говорили, что стоит подождать, не проводить ничего в этому году. Но я считаю, что не следует ждать чьей-то милости. Может, мне ещё и через 10 лет не разрешат делать концерты с участием тех, кого я хочу. Сидеть и ждать? Я хочу жить сейчас и здесь. Я думаю, многие музыканты тоже хотят быть на сцене, получать призы сейчас и здесь.
Когда всё хорошо и всё можно — это больших трудов не составляет: тогда и спонсоры будут, и хорошие залы. А ты попробуй сделать премию, когда всё плохо. Было решено: нельзя сидеть сложа руки.
— В каком виде планировалась «Рок-коронация» в этом году?
— Изначально она должна была быть посвящена 20-летию «Крамы», должен был быть их сольный концерт со специально приглашённым гостем, легендой российского блюза Николаем Арутюновым. Было подано уведомление в Управление культуры Мингорисполкома. Антиповичу, как обычно. Сценарный план, кто будет выступать, когда… Он посмотрел и сказал перезвонить через пару дней, мол, он поговорит с кем-то там. Звоню ему, а он такой: «Не надо провокаций!» Сам он решил, или кто там ему невидимый сказал, я не знаю.
Какая провокация? Кто кого провоцирует? Мы делаем музыкальную премию, делаем 20-летие «Крамы», гости — Neuro Dubel и остальные. Я решил, что нужно незамедлительно встретиться с министром культуры. Потому что, когда год назад пошёл запрет на группы, в Минкульте сказали, что они ни при делах. Пролесковский, министр информации, тоже заявил, что это гнусная фальшивка. Я ж видел эти списки: просто на листе бумаги напечатаны имена, без подписей и печатей. Что это такое? Но ведь никаких действий не последовало.
По иронии судьбы я совершенно случайно встретил Латушко и просто ему выпалил: «Пал Палыч, к сожалению, мы в таком состоянии, что обратиться просто не к кому, кроме вас. Вы, как министр культуры, человек, радеющий за культуру, помогите, пожалуйста. Больше ведь обращаться не к кому, и никто нам не поможет… Может, даже и Вы». Он спросил, в чём дело, я объяснил, что нам не дают сделать «Коронацию», рассказал, кто будет, что будет. Он оказался абсолютно нормальным интеллигентным человеком с грустными глазами. Я понимаю, что он испытывает колосальнейшее давление и не является целиком самостоятельной фигурой, будем честны. Но он сказал, чтобы я написал им письмо с объяснением.
Я пришёл к помощнику Латушко, он мне рассказал, как всё сделать, подготовил письмо. И тут вдруг конфликт с «Евровидением», после которого Латушко загремел на три недели в больницу, а моё письмо повисло в воздухе. Но у нас сроки уже поджимали, мы не дождались никакого ответа и приняли решение делать «Рок-коронацию» в немного видоизменённом формате.
— Почему фестиваль снова поехал в Молодечно?
— Мы в Минске пытались сначала сделать. Где-то не было дат свободных, кто-то нам отказал, а в третьем месте мне самому не захотелось. А в Молодечно снова было хорошее предложение. Но у нас с Цыбиным были противоречивые чувства. Как говорили китайские мудрецы, никогда не возвращайся туда, где вам когда-то было хорошо. Понятно, что в 2009 году всё было можно, был «Ляпис», в зале негде яблоку упасть. Но после всех раздумий приняли решение делать 31 марта в Молодечно.
— Почему только шесть выступающих было заявлено на «Коронацию»?
— Мы планировали больше групп. Но в этот день 4 коллектива не смогли у нас участвовать — были заняты. В итоге осталось только 6 групп. Тогда мы приняли решение делать РК с сольным концертом J:морс во втором отделении. Во-первых, не было раньше их выступлений на «Рок-коронациях», во-вторых, молодечненская публика неизбалованная и любит «морсов».
— В последний момент, по слухам, начались снова проблемы.
— Мы хотели, чтобы выступил Neuro Dubel, но я Саше сразу сказал, что, наверное, не получится. Если я впишу «дюбелей», сразу же будут проблемы. Поэтому решили сделать небольшое акустическое выступление Куллинковича. В итоге мы написали письмо на имя мэра Молодечно, написали тот состав, который был в афишах. Я подал бумагу, всё было нормально — тишина, хорошо. В пятницу утром раздаётся звонок: приезжайте, пожалуйста, есть проблемы. Я уже начинал понимать. Директриса ДК передала нам, что Куллинковича быть не должно.
Тогда я был готов отказаться от проведения «Рок-коронации» вообще! Но чтобы не подставлять людей, которые едут из других городов (а у нас были зрители не только из Молодечно и Минска, но и из Вилейки, Воложина), и музыкантов, мы решили всё равно делать. В итоге получилось так, как получилось.
Я давно не испытывал такого стыда за свою работу. Я хотел просто провалиться сквозь землю. Был полупустой зал. Я искренне хочу принести свои извинения всем любителям музыки, которые пришли, за то, что не было Куллинковича, за то, что кто-то не дождался Drum Ecstasy. Я привык, что если я лоханулся, я должен признавать ошибки.
— Почему не приехали Drum Ecstasy?
— Это мы уже по ходу концерта придумали, что у них машина сломалась. На самом деле, у них возник какой-то форс-мажор. Какой, я не знаю. Лучше у Фила спросить, что случилось. Они нас немного подвели, конечно же, и нам пришлось соврать для правдоподобности.
В целом, всё прошло хорошо, просто не было праздничного настроения. «Морсы» подняли зал. Очень порадовали Znich. По реакции зала это тоже было видно. Они должны были сыграть меньше песен. Мы ведь до последнего надеялись, что Drum Ecstasy смогут приехать, и попросили Таболича сыграть ещё, чтобы потянуть время.
— Только ли в «чёрных списках» и запретах причины неудачной «Рок-коронации»?
— Я не знаю. Как мне за день до концерта сказала замдиректора ДК, для Молодечно билеты от 60 до 90 тысяч — это дороговато. Но мы обсуждали за месяц до мероприятия цены на билеты, и они сами нам сказали, что концерты больше 100 тысяч отменяются, а от 60 до 90 на хорошее мероприятие — оптимальный вариант.
Если бы был спонсор, нам было бы проще, делали бы билеты дешевле. Будем считать, одна из причин в том, что билет дорогой.
— Нет ли ощущения, что сейчас люди вообще плохо ходят на концерты?
— Смотря на какие. Может быть, людей уже перекормили: слишком много концертов, а билет — 100 тысяч, ещё бар. Молодёжь не может каждую неделю ходить за такие деньги.
А ведь ещё и российские группы приезжают. Я говорил организаторам, что перекормите народ. Конечно, когда люди отдали до этого на какую-нибудь зарубежную группу деньги, на белорусов уже не за что ходить.
— А публика за эти годы сильно поменялась?
На концертах «дюбелей» 5–7 лет назад была моложе публика, малолетки в кедах перед «Реактором» сидели, пиво пили в ожидании их концертов. Сейчас те, кто остался верен Neuro Dubel, уже повзрослели. Я уже не говорю про публику «Крамы». Там часть людей не пошла бы в клуб, им лучше какой-нибудь ДК, чтобы посидеть.
С другой стороны, я прекрасно отдаю себе отчёт, что возьми и завтра отмени запрет на группы, ни «Крама», ни «дюбеля» не начнут сразу собирать по 800–1000 человек, как это было раньше. А вот самая актуальная белорусская группа, «Ляпис Трубецкой», если бы сейчас смогла сыграть в Беларуси, собрала бы «Минск-Арену». За две недели бы билеты размели! Приехали б со всей страны.
— Рок «у заняпадзе»?
— Дело в том, что до первого запрета, например, группу J:морс мало кто знал, их диски пылились на полках музыкальных магазинов. А как появились запреты, они стали очень популярными. Просто люди стали искать хоть какую-то альтернативу. А у наших людей память короткая. Если бы крутили каждый день по телику и радио «Краму», она бы собирала Дворец спорта. А сейчас его собирают «Без билета» и J:морс. Но я только рад, что есть белорусские группы, которые в состоянии собрать Дворец спорта!
— Какое будущее у «Рок-коронации» и есть ли оно вообще?
— Я сказал Цыбину, что с ним перестаю сотрудничать и буду работать с другими людьми, с которыми я уже работаю на протяжении нескольких лет. У нас уже состоялась предварительная беседа, и мы будем делать новую белорусскую премию в области альтернативной музыки. Это будет правопреемница «Рок-коронации». Как она будет называться, я пока не знаю.
Я не могу сказать, что «Рок-коронации» больше нет. Такой, какой она была раньше, её давно уже нет. Но я дошёл до того момента, когда у меня не получается работать с Юрой, у него, возможно, тоже есть какие-то вопросы ко мне. Мы проработали пять лет, но лучше сказать честно и открыто, что этому сотрудничеству пришёл конец.
— Вокруг «Рок-коронации» ходило и ходит много сплетен, слухов, споров…
— Некоторые говорят, что это бренд, что он должен оставаться. Другие считают, что пора заменить название. Я склоняюсь ко второму варианту.
Но некоторые люди посмели себе высказывания, которые их не красят: дошло дело до откровенных оскорблений. Я просто хочу сказать: никто не имеет право оскорблять меня, Цыбина и «Рок-коронацию». Свои фестивали-премии обзывайте как угодно. Ребята, не за это боритесь! Надо не обсирать друг друга на каждому углу, а беспокоиться о том, что происходит: бить во все колокола о запретах в отношении некоторых групп и людей, о том культурном геноциде, который происходит. Надо помогать, ходить, требовать, устраивать какие-то акции.
Шаблинский в конце прошлого года позволил себе высказывание, что 99% отменённых концертов происходит по вине организаторов, мол, плохо продаются билеты, а не по причине запретов. Это просто плевок в сторону музыкантов и организаторов! Пусть он позвонит Войтюшкевичу и спросит, как мы намучались в прошлом году, когда хотели сделать концерт на его день рождения, узнает про другие выступления. Или Куллинковичу, который и так сибирским здоровьем не пышет, а каждый отменённый концерт оставляет ему всё больше рубцов. Вот пусть он им скажет это. Или пусть позвонит Сергею, директору Loft cafe, которого просто затюкали телефонными звонками и вызовами в районную администрацию. Я не знаю, почему он такое говорит.
Или вот недоразумение вышло с Помидоровым. За неделю до «Рок-коронации» я обсуждал с ним детали выступления. У него на этот день был запланирован концерт в Санкт-Петербурге. Но я сказал ему, что его группа — номинант на три основные премии. Говорю: «Если можешь, отмени Питер». Начали с ним обсуждать дела финансовые, то да сё. Он сказал, что поговорит с Питером и позвонит. Но он не то, что не позвонил, а через пару дней дал интервью, в котором поносил «Коронацию». Ну, позвони ты мне, скажи: «Бля, чуваки, я не хочу, идите вы нах со своей „Рок-коронацией"!» Я бы сказал: «Хорошо, Саша, нормальный мужской разговор». Но зачем эти интервью, когда неделю назад мы обсуждали детали возможного выступления? А тут такое!
А что касается недавней выходки «тубсов». Я, на самом деле, не обижен. Это ж их корона, они получили её заслуженно. И это их дело: разбивать её или спать с ней. Но просто они показали свой дурной тон, а басист ещё и руку порезал. Что они хотели показать? Что они срать хотели на «Рок-коронацию»? Зачем тогда выступали на ней?
Только псы могут гавкать из-за угла. Ну, жалко мне их! Вот человек показал свою культуру: Цыбин и Каширин — такие-сякие. Не Цыбин такой-сякой и не «Коронация». Ты, дружочек, смотри, что под носом происходит. Никто ж не против здоровой критики! Но я не говорю, что твой фест — говно, или твоя премия — говно, а ведь мог бы. Но зачем? Я не имею права кого-то оскорбить или обидеть. Ни у кого этого права нет!
Комментариев нет:
Отправить комментарий